Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами

Бухгалтерские услуги > Услуги > Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами

В электронной коммерции маркетплейсы занимают значимые позиции, так как облегчают продажу и покупку товаров. Однако такие платформы вызывают вопросы у поставщиков и бухгалтеров из-за отсутствия детализированных нормативных документов. Появляется необходимость в точном документальном оформлении товарных операций, их корректном бухгалтерском учете и понимании особенностей налогового обложения. 

На законодательном уровне термин «маркетплейс» пока не имеет конкретного определения, однако на практике под ним понимают электронные или виртуальные торговые площадки. Они функционируют как информационные системы, которые организовывают покупку или продажу товаров в электронном формате. Получить доступ к ним можно через мобильные приложения или сайты. Процесс приобретения товаров такой же, как и у электронной дистанционной продажи:

  • Покупатель делает заказ через сервисы, доступные на электронной торговой площадке. 
  • Там же знакомится с информацией о способах оплаты, условиях доставки товаров. Чтобы знать обо всех деталях сделки до ее заключения. 

Нужно отметить, что хотя законодательство постепенно адаптируется к новым реалиям, учет товаров при торговле на маркетплейсах должен регулироваться дополнительно. Например, подпункты 2.37, 2.38 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларуси уточняют условия, при которых происходит электронная продажа. Но компаниям нужно учитывать и другие регулятивные требования. Они связаны с налоговым учетом на маркетплейсах, защитой прав потребителей. 

Заказать звонок

Для заказа услуги позвоните по номеру

+375 (29) 636 79 59

 

Особенности бухгалтерии маркетплейсов 

Договор

Правовые аспекты торговых отношений между продавцами и потребителями в этом случае остаются недостаточно четко урегулированными. И на практике часто рассматриваются через призму договоров комиссии или агентских. Маркетплейс выступает в роли агента или комиссионера, которые помогает продвигать и продавать товары продавца, но не становится собственником. 

Стандартный договор оформляется на условиях оферты, которая позволяет присоединиться к официальному документу без права на изменение его условий. Это значит, что продавец соглашается на предложенные маркетплейсом условия в полном объеме, включая: 

  • Единоличное оформление ПУД (производственно-утилизационные документы), которые подтверждают предоставление услуг по продаже товаров.
  • Условия доставки товаров до конечного покупателя, в том числе все логистические аспекты.
  • Правила возврата товаров и обработки претензий покупателей.

Учитывая, что законодательство не всегда ясно регламентирует подобные отношения, нужно внимательно изучать условия, чтобы уменьшить потенциальные риски. Это может включать запрос дополнительных разъяснений по спорным пунктам и даже обращение за юридической помощью.

Подготовка накладных 

Электронные площадки выступают в качестве комиссионеров, которые представляют интересы продавцов. Особенности договоров, которые заключают с маркетплейсами, влияют на процедуру оформления накладных. Они определяют, какие сведения указываются в документах, чтобы отвечать требованиям обеих сторон. 

В случае расчетов в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, сумма должна быть указана в белорусских рублях, согласно условиям договора. Стоимостные показатели в накладных (ТТН-1 и ТН-2) должны отражать не только цену в бел. рублях, но и полную стоимость товаров в иностранной валюте. 

Место доставки товара в накладной следует указывать как пункт выдачи или склад, чтобы обеспечить точное направление логистических потоков.

Выручка в бухгалтерском учете маркетплейса

Плательщик может выбрать один из двух вариантов даты отражения выручки для налогового и бухгалтерского учета маркетплейсов

  • Дата отгрузки товаров комиссионером заказчикам или покупателям.  
  • Дата отгрузки товаров собственником аналогичным лицам или комиссионерам. 

Если выбрали первый вариант, то выручка отражается в бухучете маркетплейсов на основании отчета комиссионера. То есть вся сумма, которая причитается поставщику от реализации товаров, отражается в полном объеме и не уменьшается на сумму вознаграждения комиссионера или других расходов, связанных с продажей. 

Строгое соблюдение выбранного метода отражения выручки нужно для правильного ведения налогового, бухгалтерского учета. Ошибки в датах или суммах могут привести к нарушениям, которые потребуют внесения корректировок и повлекут за собой пени, штрафы, а также другие административные последствия. 

Бухучет на международных маркетплейсах усложняется из-за необходимости вести документацию по торговле с нерезидентами. Включает учет курсовых разниц, отчетность по налогу на доходы нерезидентов и НДС от иностранных организаций, а также статистику 12-вэс по услугам. Это дополняет стандартную налоговую нагрузку в зависимости от выбранной системы: подоходный налог для ИП, УСН или общая система с НДС для организаций.

Разобраться в бухгалтерском учете товаров при торговле на маркетплейсах и организовать правильный налоговый учет помогут сотрудники «Правильной бухгалтерии». Мы обеспечим точное ведение учета, избежание претензий от контролирующих органов и освободим ваше время для развития бизнеса.

Более подробную информацию по ведению учета продаж на маркетплейсах Вы найдете здесь.