Ведение бухучета в оптовой торговле зависит от предприятия. Это касается учетной политики, объема документооборота, каналов поставок и сбыта товаров, иных факторов. В любом случае речь идет о движении крупных товарных партий, значительном денежном обороте, что накладывает свою специфику на организацию бухгалтерского учета.
Основные цели и задачи
От бухгалтерского учета в оптовой торговле зависит правильность отражения операций, ведения документооборота, расчета налогов. На основании его данных принимаются краткосрочные и стратегические управленческие решения. Основными задачами являются:
- контроль запасов, закупок товарно-материальных ценностей;
- организация документооборота, ведение первичной учетной документации по оптовой торговле;
- контроль исполнения политики ценообразования, действующей на предприятии (включая применение скидок, надбавок);
- учет поступления, списания товаров, а также тары (в том числе возвратной);
- своевременный прием отчетов от материально-ответственных лиц;
- планирование, контроль денежных ресурсов, в том числе использование внешних источников финансирования;
- мониторинг, корректировка задолженностей, проведение взаимозачетов, списание задолженностей;
- оформление, учет складских операций, своевременное проведение инвентаризаций;
- формирование внутренней, регламентной отчетности;
- расчет финансового результата, получаемого от оптовой торговли, а также налогов, других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- разработка комплекса мероприятий по повышению прибыльности компании (совместно с другими профильными подразделениями).
Помимо вышеперечисленных целей, руководством торгового предприятия могут ставиться перед бухгалтерией также другие задачи, наличие которых обусловлено спецификой деятельности.
Нюансы бухучета в оптовой торговле
Товарно-материальные ценности часто поступают с большим количеством сопроводительных документов. Для бухгалтерии главный из них — товарная или товарно-транспортная накладная. Только после того, как информация из него будет внесена в базу данных, ценности считаются оприходованными и официально числятся на складе. Аналогичная ситуация с отпуском товаров: они считаются отгруженными только после выписки накладной и проведения ее через бухгалтерию.
Белорусское законодательство неодинаково регламентирует работу компаний, занимающихся продажами. Так, предприятия, работающие в сфере посредничества, пользуются другими учетными принципами по сравнению с розничными компаниями. Это находит соответствующее отражение в учетной политике.
Так, при осуществлении оптовой торговли в состав затрат включаются:
- налоговые, страховые и таможенные платежи;
- расходы на доставку;
- траты на консультации, на посреднические услуги.
По окончании отчетного периода бухгалтерия рассчитывает финансовый результат. При продаже продукции оптовыми партиями формируются проводки на суммы реализации, налога на добавленную стоимость при продажах, а также на списание себестоимости проданных товарно-материальных ценностей.
Важная роль отводится всесторонней бухгалтерской отчетности для руководителей структурных подразделений предприятия. На основании представленных данных они могут:
- проконтролировать остатки по товарным позициям в разных аналитических разрезах;
- рассмотреть целесообразность новых закупок, а также определить их объем;
- своевременно уценить номенклатурные позиции с нестабильным или слабым клиентским спросом.
Грамотная постановка учетных процессов помогает избежать штрафов, других санкций и претензий со стороны государственных органов.
Важный момент — порядок учета налога на добавленную стоимость. Он зависит от того, какой системой налогообложения пользуется предприятие — общей (с НДС) или упрощенной (без него). Выбор зависит от множества критериев, в числе которых размер выручки от реализации, количество сотрудников, объем затрат. Полный перечень условий, при которых разрешается применять упрощенную систему налогообложения, определен действующим законодательством.
Важно помнить, что если товар покупается и продается на территории Беларуси, то ставка НДС составляет 20%. При осуществлении внешнеэкономической деятельности могут применяться разные ставки налога на добавленную стоимость.
Во многих случаях учет имеет свою сложность и специфику, и разобраться во всех нюансах способен только квалифицированный бухгалтер. Поэтому имеет смысл рассмотреть вопрос о том, чтобы передать ведение бухгалтерии на аутсорс, воспользовавшись услугами специализированной компании.
Заказать консультацию