маркировка товаров

В Беларуси с 1 октября 2025 года начинается реализация очередного этапа цифровизации, касающийся отечественного бизнеса. С этого дня вводится обязательная прослеживаемость товаров, подлежащих маркировке, с оформлением электронных накладных (эТН) для ряда новых наименований. Это означает, что необходимо будет не только правильно вести учет продукции, соблюдать требования по оформлению сопроводительной документации, но и грамотно подобрать провайдера для обмена документами, а также для предоставления отчетов в налоговые структуры РБ.

Какие задачи ставятся перед инновацией?

Постановлением Совета Министров от 25 июля 2024 г. № 537 были внесены соответствующие изменения в предыдущие нормативные акты, определяющие цель нового витка цифровизации – повышение прозрачности оборота товара, который подлежит маркировке, недопущение возникновения «серых» схем, а также условий, способствующих уклонению от налоговой ответственности. Такая электронная система прослеживаемости товаров уже апробирована на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и подтвердила улучшение контроля через информационные технологии.

Однако нововведение потребует некоторой перестройки в деятельности белорусского бизнеса в связи с возросшими требованиями к внутреннему документообороту, чтобы исключить неоправданные риски с серьезными последствиями. Что уже сегодня ставит актуальную задачу, связанную с необходимостью тщательного изучения алгоритма подключения к системе эТН.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2025 г. № 528 были очередной раз сдвинуты сроки прослеживаемости и маркировки товаров, а также откорректирован состав товаров, подлежащих маркировке, что должно помочь снизить нагрузку на бизнес и дать время подготовиться к новым требованиям.

Список товаров, которые будут подлежать маркировке после принятых изменений

  1. Безалкогольные напитки и соки — двухэтапный переход.
    • C 01.10.2025 по 30.04.2026 — сохраняется маркировка унифицированными контрольными знаками (УКЗ).
    • С 01.05.2026 — вводится маркировка средствами идентификации.
  2. Бытовая техника. Введение прослеживаемости для бытовой техники перенесено с 01.10.2025 на 01.03.2026. Речь о следующих категориях: стиральные машины бытовые; пылесосы (в т.ч. роботы-пылесосы); утюги; кухонные комбайны; посудомоечные машины; электрочайники; мультиварки; СВЧ-печи; бытовые электрические плиты/варочные панели; электрические дрели; фены для волос; телевизоры.
  3. Из перечня товаров для прослеживаемости исключены продукты питания, обувь и бытовая химия.
  4. Мобильные телефоны и б/у ноутбуки исключены из обязательной маркировки.

Каким требованиям должна соответствовать маркировка

Одно из ключевых обязательств – полное и корректное заполнение реквизитов эТН товара. Особого внимания требует отдельный код ТН ВЭД ЕАЭС согласно классификация определенного товара. А также 4-значный товарный код по классификатору дополнительной таможенной идентификации. Малейшая ошибка может привести к появлению расхождений в перечне данных таможенных и налоговых органов, что потребует проведения внеплановой проверки.

  • В маркировке разрешается использовать только утвержденные единицы измерения товаров, точно указывая его количество. Непроизвольные формы, несвойственные сокращения и транслитерация не допускаются.
  • Документация эТН должна содержать контрольные знаки GLN и GTIN. Это международные идентификационные коды, применяемые в обозначении участников торговых операций и определении товарной номенклатуры. Подобная информация необходима для прослеживаемости товаров в системе электронного документооборота налоговых подразделений.
  • При оформлении сопроводительной документации на товар рекомендуется применять специализированные информационные технологии, сертифицированные в РБ, для гарантированной интеграции с действующими системами электронного документооборота.

Пять наиболее частых ошибок

Минимальный недочет в маркировке и контрольных знаках товара, прежде всего, может стать причиной блокировки хозяйственных операций из-за «невидимости» ассортимента для системы электронного контроля. Вследствие чего составленные документы могут быть признаны недостоверными. Также ряд ошибок могут быть восприняты попыткой нарушения прозрачности прослеживаемости товаров, сопряженной с серьезными штрафными санкциями.

  1. Не в полной форме указан код ТН ВЭД (10 символов). Также в наименовании кода и товара допущены несовпадения.
  2. Выявлены нарушения в логике оформления документации, к примеру, в единицах измерения (указаны изделия в штуках вместо литров).
  3. Отсутствие эТН, которые либо не были оформлены, либо сделаны с опозданием. И-з-за чего нарушается непрерывность товарной прослеживаемости, тем самым вызывая претензии со стороны контролирующих органов относительно легальности операции.
  4. Нарушение сроков отправки данных в налоговые органы, которые требуют предоставления информации о прохождении товара до начала оборота продукции. В частности, согласно действующим правилам, предоставление сведений в виде эТН о ввозе экспорта из стран-участниц ЕАЭС должно осуществляться до 20-го числа месяца, следующего за датой постановки товара на учет. Информация о произведенной продукции также предоставляется не позднее 20 числа месяца, следующего за моментом выпуска товарных изделий.
  5. Ошибка в подсчете остатков торговых позиций на складах. Данные сведения должны регулярно обновляться и иметь актуальное содержание. Точный учет не допускает расхождение фактических данных с электронными сведениями, указанными в программном комплексе «Система прослеживаемости товаров». Наиболее серьезными нарушениями считаются возникновение фиктивных остатков, которые уже были реализованы в реальности, а также невнесения информации о списании или утилизации позиций.

Для нереализованной на 01.10.2025 продукции

  • Нужно выполнить внеочередную инвентаризацию остатков, подпадающих под действие новых правил (кроме соков и безалкогольных напитков, не подлежащих электронной идентификации).
  • Нужно выполнить внеочередную инвентаризацию остатков, подпадающих под действие новых правил (кроме соков и безалкогольных напитков, не подлежащих электронной идентификации).
  • Составленную инвентаризационную опись внести до 2 октября 2025 года в государственную информационную систему «Электронный знак».
  • Не позднее 1 февраля 2026 года сделать заказ на маркировочные коды и промаркировать те остатки, которые указаны в инвентаризационной описи.