Наряду с оперативным и статистическим, бухгалтерский учёт входит в систему хозяйственного учёта, является его самой важной частью. Это постоянный сбор и фиксация информации об активах предприятия, доходах, расходах, обязательствах. Он осуществляется постоянно и регулярно обобщается в отчётности.

Каждая хозяйственная операция на предприятии должна быть оформлена определённым документом (ТН, ТТН, РКО, ПКО, актом приёма-передачи или другим). Такие документы называются первичными. Информация из первичных учётных документов должна быть зарегистрирована в регистрах бухгалтерского учёта.

Виды бухучёта

Бухгалтерский учёт состоит из нескольких направлений:

  1. финансовый — подводит итоги деятельности;
  2. управленческий — показывает затраты на производство, реализацию;
  3. налоговый — собирает информацию, которая нужна, чтобы правильно рассчитывать налоги, отчитываться перед налоговой.

Методология бухгалтерского учёта

Под методологией понимают совокупность методов, которые применяются для фиксирования и упорядочивания данных о хозяйственных операциях, отображения их на бухгалтерских счетах.

К этим методам относятся:

  • документирование операций в актах приёмки-передачи, приходных и расходных кассовых ордерах, платёжных поручениях, актах списания и т.п.;
  • инвентаризация — сверка ресурсов, указанных в документах, с фактически имеющимися;>
  • метод двойной записи операций на соответствующих счетах бухгалтерского учёта;
  • методы оценки капитала, подсчёта себестоимости продукции;
  • способы оформления и представления собранной информации (различные виды отчётов, бухгалтерский баланс).

Зачем всё это нужно?

Именно такой вопрос первым приходит в голову, когда смотришь на всю эту сложную терминологию. Создаётся впечатление, что учётная политика, документооборот, десятки форм отчётности созданы, чтобы мы в них совершали ошибки, а у контролирующих органов появлялись законные основания выписывать штрафы. Часто бизнес ведёт себя соответствующе: создаёт бухгалтерию не для себя, а для проверяющих, чтобы соблюсти норму закона.

Но это неверный подход, который только вредит предприятию. Качественные учёт и отчётность нужны, прежде всего, самому бизнесу:

  • Чтобы получить кредит в банке.
  • Чтобы привлечь инвесторов.
  • Чтобы оптимизировать уплату налогов.
  • Чтобы в любой момент времени видеть финансовое состояние своей фирмы, оценивать, как на нём сказалось то или иное действие (сделка, сокращение штата, привлечение кредитных средств).

Когда работа бухгалтерии организована «для себя», а не для проверок, то перед проверкой не возникнет паники, необходимости экстренно приводить всё в порядок, «подчищать хвосты». Как ни странно, именно в этом случае проверки проходят безболезненно.

Как же организовать такую работу?

Организация бухгалтерского учёта

Есть категории организаций, которые могут освобождаться от ведения учёта, сдачи отчётности. Но в большинстве случаев это обязанность субъектов хозяйствования. Ответственность за организацию этих процессов лежит на руководителе организации. Он может:

  • вести учёт, подготавливать отчёты лично;
  • возложить эти функции на главного бухгалтера;
  • организовать на предприятии бухгалтерию во главе с главным бухгалтером;
  • передать все процедуры на аутсорсинг в бухгалтерскую компанию или индивидуальному предпринимателю, оказывающему такие услуги.

Последний вариант самый удобный и экономически оправданный, особенно, если речь идёт о небольшом предприятии. Этот вариант будет также безопасным, и обеспечит высокое качество услуг, если вы обратитесь в компанию «Правильная бухгалтерия».