Ситуация: Организация с 1 июля 2012 года переходит на общую систему налогообложения. До указанной даты применялась упрощенная система налогообложения. Учредители заинтересованы в постановке на баланс Организации оборудования, которое было приобретено ими ранее за счёт собственных (личных) средств. Документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции (счёта – фактуры, кассовые чеки, накладная, другие)не сохранены и не могут быть переданы в бухгалтерию Организации.
Какие в данном случае существуют законодательно установленные способы для поставки оборудования на баланс Организации?
Как правильно определить стоимость и оценить оборудование?
Необходимо ли в данном случае приглашать экспертов — оценщиков?
При анализе указанной ситуации использовались, следующие, нормативно-правовые акты:
— Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»(с изменениями и дополнениями);
— Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180;
— Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (с изменениями и дополнениями);
— Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки», утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 г. № 173;
— Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1«О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями)
Существует несколько способов постановки оборудования на баланс Организации. Первый способ – путём проведения инвентаризации. Второй способ – путём внесения оборудования в Уставный фонд. Рассмотрим каждый из описанных способов, более подробно.
Проведение инвентаризации.
Согласно ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон N 3321-XII) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.
Согласно п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее — Инструкция N 180), инвентаризация проводится:
— обязательно в случаях, установленных ч. 3 ст. 12 Закона N 3321-XII;
— по решению руководителя организации;
-по решению контролирующих органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки (ревизии) в порядке, установленном законодательством;
— при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
-в иных случаях, установленных законодательством.
Согласно ст. 12 Закона N 3321-XII выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: стоимость излишков активов при их принятии на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на внереализационные доходы.
В соответствии с п. 39 Инструкции N 180 оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.
Внесение оборудование в качестве вклада в Уставный фонд
Размер уставного фонда коммерческой организации может быть изменен на основании решения учредителя (участников, общего собрания акционеров, пайщиков), а в случаях, установленных законодательством, должен быть увеличен или уменьшен независимо от воли вышеуказанных лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 47-1Гражданского Кодекса Республики Беларусь «Уставный фонд коммерческой организации», вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.
Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Экспертиза неденежных вкладов производиться в соответствии с «Положением о порядке проведения экспертизы достоверности оценки» утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 г. № 173.
Следует руководствоваться ч. 3 п. 7 «Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования», которое утверждено Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1.На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.
Анализ действующей нормативно – правовой базы позволил нам сделать вывод о том, что в обязательном порядке проведение оценки стоимости объектов (активов) необходимо в следующих случаях:
– при продаже имущества лица, признанного банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах;
– при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору залога имущества;
– при внесении имущества в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (определяется стоимость вносимого имущества);
– при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества;
– при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества.
Таким образом, Организация может принять оборудование к бухгалтерскому учету как:
1. не учтённые активы, выявленные в результате инвентаризации. При этом стоимость данных активов при принятии их на баланс, путём проведения записей на счета бухгалтерского учета, определяется на дату проведения инвентаризации. Основанием для объективной оценки стоимости являются: заключение об их оценке (независимая оценка) или документы (информация), подтверждающие стоимость аналогичных активов(внутренняя оценка).В качестве информации или документов могут быть использованы: данные на аналогичное оборудование из журналов, например «Товары и цены», информационные письма или коммерческие предложения продавцов, фирм производителей. Обязательный порядок проведения оценки с привлечением внешних специалистов — оценщиков, законодательно, в этом случае, не определен.
2. увеличение уставного фонда за счет не денежного вклада. До государственной регистрации изменений в устав предприятия необходимо осуществить оценку и экспертизу достоверности оценки вносимого учредителем неденежного вклада, по итогам которой оформляется заключение. Выполнение указанной процедуры является обязательным.
Или позвоните по номеру
+375(17) 390 79 59