Постановление 713: что меняется в регулировании цен

С апреля 2025 года в Беларуси изменились отдельные положения, которые касаются порядка регулирования цен производителей. Основанием для этого стало № 713 постановление Совета Министров от второго апреля 2025 года. В документе внесены корректировки в действующую систему: сохранился общий подход, но были уточнены отдельные нормы, которые влияют на порядок формирования цен. Производители должны понимать, как теперь учитывать рентабельность, какие позиции больше не подлежат регулированию, в каких случаях повышение цен можно утверждать без дополнительных согласований с уполномоченными органами. В статье разберемся, какие изменения появились в системе регулирования цен РБ.

Когда можно повысить отпускные цены без согласования 

С 4 апреля вступили в силу изменения в постановление № 713 о системе регулирования цен, которое касается порядка регулирования отпускных цен для производителей потребительских товаров. Введено дополнительное основание, при котором допускается увеличение без обязательного предварительного согласования.

Если товар включен в перечень из приложения №1 к постановлению, производитель обязан согласовывать изменение. Однако теперь допускается исключение: согласование не требуется, если цена рассчитывается с учетом нормативной рентабельности, которая не превышает максимально достигнутый фактический годовой уровень за период с 2021 по 2024 год. Уровень рентабельности определяется по всей товарной позиции, а не по отдельной единице. Например, при расчете вареников, пельменей, равиолей, мясных подушек необходимо учитывать обобщенные данные по всей группе товаров.

Расчеты производятся на основе данных бухгалтерской отчетности с обязательным документальным подтверждением. В анализ включаются внутренние, а также экспортные продажи. Несмотря на то что государственное ценовое регулирование действует только на территории Беларуси, база для расчета – совокупная рентабельность по всей группе товаров.

Если по результатам анализа годовая рентабельность была нулевой либо отрицательной, либо отсутствует раздельный учет по видам продукции, производитель может изменить стоимость до уровня, который обеспечивает отсутствие убытков, без необходимости предварительного согласования.

Установлены ограничения по составу себестоимости

Согласно новой редакции постановления 713, теперь планируется более четко регламентировать, какие именно расходы можно учитывать при расчете себестоимости продукции для формирования отпускных цен. Речь идет о создании официального перечня расходов, которые запрещено включать в себестоимость.

Ранее производители ориентировались на нормы Инструкции №71/15/50/68, а также отраслевые рекомендации. Эти документы по-прежнему действуют, и в них уже перечислены расходы, которые не подлежат включению в расчеты. Однако в новой редакции постановления указано, что государство намерено конкретизировать или дополнить действующий список. То есть для расчета отпускной цены будет применяться новый или обновленный перечень запрещенных к учету затрат.

Это означает, что часть расходов, которую ранее можно было учесть при калькуляции себестоимости, теперь, возможно, придется исключить. Цель таких изменений – сделать ценообразование более прозрачным, исключить возможность завышения отпускных цен за счет спорных или необоснованных затрат. Пока сам перечень не опубликован, но его планируют включить в общий порядок планирования, калькулирования себестоимости. Также предусмотрено, что все республиканские органы должны в течение месяца привести подзаконные акты в соответствие с новой редакцией постановления. 

В каких случаях новые правила постановления №713 не применяются

С 4 мая 2025 года перечень ситуаций, на которые не распространяется ценовое регулирование в рамках постановления713 о системе регулирования цен, был дополнен. Теперь к таким случаям отнесены поставки продукции юрлицам, а также ИП Беларуси, если товар приобретается для последующего экспорта. Но это освобождение от регулирования действует не автоматически. Чтобы воспользоваться этим исключением, нужно предварительно получить согласование от государственных органов.

Согласовывать нужно только в тех случаях, когда продукция будет продаваться белорусским компаниям для экспорта по отпускной цене, превышающей ту, что производитель установил для внутреннего рынка. То есть если цена продажи для экспортной цели выше внутренней, потребуется официальное разрешение.

С апреля расширен перечень ситуаций, при которых производители освобождаются от требований постановления713. Одним из таких случаев стало признание согласования цены при продаже товаров для последующего экспорта административной процедурой. Установлены точные сроки ее выполнения: максимум десять рабочих дней, а для продукции с коротким сроком хранения – не более пяти рабочих дней.

Если покупатель оформил поставку товара под экспорт, но позже решил реализовать его внутри страны, он обязан соблюдать правила внутреннего ценообразования. Продавать такую продукцию можно только по отпускной цене производителя, действующей на момент реализации на внутреннем рынке. Если же она была ниже установленного предела, допускается продажа только по стоимости приобретения.

В случае если товар поставляется белорусскому юрлицу или ИП для дальнейшего экспорта, а также цена не превышает ту, по которой продукция реализуется в Беларуси, повторное согласование не требуется. Разрешение также не нужно, когда производитель сам экспортирует свою продукцию – такие поставки не подпадают под ценовое регулирование, независимо от уровня отпускной цены.

С 4 апреля из-под действия постановления выведена также продукция, реализуемая в стерильной зоне аэропортов. 

Постановление 713: что меняется в регулировании цен

Как изменились сроки и состав плодоовощной продукции с предельными ценами

Ранее для некоторых овощей, фруктов действовали ограничения по отпускной цене. Они были установлены на два периода: с октября по декабрь 2024 года и с января по май 2025. С четвертого апреля 2025 в этот порядок внесены изменения – период действия ограничен только апрелем. Это значит, что в мае этого года установленные ранее ограничения по ценам уже действовать не будут.

Кроме сроков, уточнен сам список продукции, на которую распространяются предельные цены. Например, свежая белокочанная капуста теперь подлежит регулированию только в том случае, если она не относится к категории ранней. То есть на раннюю капусту предельная цена не распространяется. Аналогичная корректировка касается лука: красный и белый лук исключены из перечня регулируемой продукции. 

С апреля часть товаров больше не регулируется 

С 15 апреля вступило в силу еще одно изменение – из-под действия № 713 постановления исключается около 120 товарных позиций. Например, больше не подлежат государственному контролю цены на котлеты, копчености, мясные, рыбные консервы, а также сало, блинчики, пирожки. Также в список изменений попали сливки, творожные десерты, красный, белый лук, мягкие и плавленые сыры, макароны быстрого приготовления, кофе в зернах, морская соль, халва, мюсли, редис, киви, замороженные овощи, фрукты и ягоды, мебель, многие виды посуды, бытовая техника, товары гигиены и парфюмерии. 

Это значит, что для этой продукции больше не нужно соблюдать требования по ценовому регулированию, ранее установленные государством. Теперь производители могут сами устанавливать отпускные цены на такие товары, ориентироваться на собственные расчеты.

Также в обновленном приложении №1 изменена нумерация и наименования отдельных позиций. Это нужно учитывать при проверке, осталась ли ваша продукция под регулированием. Если она исключена из перечня, ценообразование с 15 апреля осуществляется на общих основаниях, без согласований, а также ограничений по рентабельности. Исключение составляют случаи, когда на товар распространяются другие нормативные акты.

Установлен единый предел надбавок на импортные товары

С 15 апреля для всех импортируемых, реимпортируемых товаров, включенных в перечень приложения №1 к постановлению 713, начал действовать общий предельный уровень надбавки. Он установлен в фиксированной величине, должен быть распределен между всеми звеньями товаропроводящей цепи: от импортера до оптовиков, розничной торговли.

Импортер обязан руководствоваться пунктом 5 постановления 713. Однако использовать весь объем надбавки он не может – часть от нее должна остаться для последующих участников цепочки. Чтобы определить, сколько надбавки остается для оптового и розничного звена, применяется специальная формула. Если в результате расчета получается значение с более чем четырьмя знаками после запятой, его требуется округлять в меньшую сторону, чтобы избежать превышения установленного лимита.

Согласно Инструкции №55, надбавки оптовых и розничных продавцов рассчитываются от цены, установленной импортером. Оптовик может применить свою надбавку, если он не выступает производителем или импортером товара. Розничная цена формируется с учетом ограничений по надбавке и базовой стоимости от поставщика.

На большинство позиций установлены единые предельные надбавки, заменившие прежние отдельные значения для каждого звена. Это касается продукции, ввезенной или реимпортированной после 15 апреля. Обновленные значения указаны в приложении №1.

Для части товаров предельные надбавки увеличены. Например, для мороженой неразделанной рыбы (исключая лосося, осетра и тунца) предельный уровень поднят до 40 процентов. Столько же теперь разрешено применять для кофе, чая, а также подсолнечного и рапсового масла – до 35 процентов.

Некоторые значения, наоборот, снижены. Так, на вафли, печенье, зефир, мармелад, карамель и шоколад предельная надбавка ограничена до 25 процентов. На свежие огурцы и помидоры теперь установлен максимум в 15 процентов.

Импортер обязан указывать размер примененной надбавки в товарно-транспортных документах. Аналогичное требование касается оптовиков: в накладных необходимо фиксировать долю импортера. Эти положения касаются товаров, поступивших с 15 апреля и позже.

Продукцию, которая была завезена до указанной даты, допускается реализовывать по прежним ценам до момента первой поставки аналогичного товара. После поступления новой партии остатки подлежат переоценке, если их цена превышает новые отпускные значения.

Если товар поступил на склад до 14 апреля, а в розницу попал позже, цены на него формируются по новым правилам. Корректировка не требуется, если новая отпускная цена выше старой. Если ниже – цена на остатки подлежит снижению. Это правило применяется только при поступлении товара в новый объект торговли, но не при перемещении внутри одной организации.

Розничные продавцы вправе дооценить остатки до уровня новых отпускных цен, рассчитывая розничную цену по формуле с учётом оставшейся части ЕПН. Импортеры, оптовики при этом дооценку не проводят.

Кто будет согласовывать цены

С 4 мая отменой согласований на повышение отпускных цен будет заниматься не МАРТ, а специальная Комиссия при Совмине, которая отвечает за ценовое регулирование. До этой даты МАРТ проверяет информацию, которая поступает от согласующих органов, и при нарушении установленных условий предписывает отмену согласования.