Отражение расходов на рекламу в затратах, учитываемых при расчете налога на прибыль

Налоговым кодексом Республики Беларуси предусмотрена дифференциация рекламных расходов предприятий. В соответствии с подп. 2.10. ст. 170 НК РБ, а также подп. 2.10 ст. 171 НК РБ они делятся на две категории:

  • включаемые в состав затрат по производству продукции;
  • относимые на прочие нормируемые затраты.

Отражение расходов на рекламу в затратах, учитываемых при расчете налога на прибыль

При классификации расходов МНС руководствуется терминами «реклама» и «объект рекламирования», которые определены Законом «О рекламе». Основными ее признаками являются:

  • наличие информации о рекламируемом товаре (услуге, бренде, выполняемых работах, организации);
  • распространение для максимального охвата целевой аудитории с помощью любых доступных средств;
  • акцент на привлечение внимания к рекламируемому объекту, формирование и поддержание интереса к нему со стороны общественности, а также продвижение на рынке.

Рекламные расходы, относимые на затраты по производству и реализации

Их перечень определен ст. подп. 2.10 ст. 170 НК РБ. В него включены расходы:

  • на рекламные мероприятия, проводимые с использованием СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей;
  • на изготовление стендов, щитов, а также на световую и прочую наружную рекламу;
  • на участие в ярмарках, выставках-продажах, презентациях, экспозициях, а также на изготовление полиграфической продукции (листовок, брошюр, буклетов).

К СМИ в данном случае относятся газеты и журналы на бумажном носителе, их электронные и сетевые версии, теле- и радиовещание. Использование информационно-телекоммуникационных сетей подразумевает продвижение товаров и услуг через Интернет (сайты, социальные сети, мессенджеры), а также посредством SMS-рассылок. 

При наружной рекламе информация размещается на открытых пространствах с использованием соответствующих технических средств: лайтбоксов, неоновых и светодиодных вывесок, щитов, кубов, стендов. В случаях, предусмотренных подп. 2.1 ст. 170 НК РБ, такие затраты отражаются в составе первоначальной стоимости амортизируемых основных средств, являющихся носителями информации (например, щитов или лайтбоксов). Но реклама, нанесенная в виде текстовых и графических материалов на поверхность транспортных средств (трамваев, такси, автобусов и пр.) наружной не признается и отражается в составе прочих нормируемых затрат.

Что касается расходов на участие в маркетинговых и прочих подобных мероприятиях (выставках, экспозициях, ярмарках и т. п.), то Налоговым кодексом РБ их конкретный перечень не определен. МНС в письме № 2-2-10-00935 от 20 апреля 21022 года разрешает относить к ним все сопутствующие траты, в том числе:

  • вступительные и организационные взносы;
  • плата за аренду оборудования, выставочных мест, стендов, а также за их оформление;
  • стоимость вручаемых посетителям пробников, демонстрационных и опытных экземпляров, иных образцов продукции.

Расходы на распространяемую сувенирную продукцию (фирменные авторучки, кружки, календари), в том числе с нанесенным товарным знаком (эмблемой, логотипом) — это прочие нормируемые затраты. 

Если предприятие заказывает и распространяет каталоги и брошюры с информацией о своих товарах, услугах, брендах и самой организации, то эти расходы относятся на затраты по производству и реализации. Это предусмотрено подп. 2.10 ст. 170 НК РБ, однако в данной норме не упоминаются рекламные флаеры и листовки. Поскольку они вместе с брошюрами и каталогами являются полиграфической продукцией, МНС полагает возможным относить их к той же статье затрат.

Рекламные расходы, относимые на прочие нормируемые затраты

Остальные виды издержек на рекламу необходимо отражать по статье прочих нормируемых затрат. К ним относятся расходы на:

  • изготовление брендовой одежды (например — маек, футболок, кепок);
  • нанесение логотипов, фирменных знаков, иной информации о товаре, услугах, бренде на сувенирную продукцию или иные типы носителей;
  • покупку или изготовление изделий, которые вручаются в качестве призов при проведении маркетинговых лотерей, розыгрышей, конкурсов, других подобных мероприятий;
  • публикацию в печатных изданиях информации о предстоящей рекламной игре и правилах участия.

Проведение лотерей и других маркетинговых мероприятий предусматривает уплату государственной пошлины. Эти расходы на рекламу отражаются как затраты по производству и реализации.

Для консультации со специалистом звоните по номеру +375(29)116-79-59

Заказать звонок

Или позвоните по номеру

+375(17) 390 79 59