Содержание:
Указ № 143
В связи с такой ситуацией Президент Республики Беларусь 24 апреля 2020 года принял Указ, направленный на поддержку бизнеса в условиях распространения COVID-19.Согласно указа субъектам бизнеса предоставляется возможность получить отсрочку или кредит по уплате местных налогов до 30.09 с последующей рассрочкой платежей до 31.12.2020 года. Несмотря на название, кредит не предполагает выплату процентов.
Отсрочка и кредит по налогам предоставляются не всем предпринимателям, а только тем, чья деятельность включена в Перечень, который является приложением к Указу. Кроме субъектов из перечня, отсрочку или кредит получили арендодатели, предоставившие льготы по аренде в этот сложный период субъектам, оказывающим услуги населению.
Отсрочка и кредит предоставляются не на всей территории Республики Беларусь, а в регионах, где были приняты соответствующие решения местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными органами. На сегодняшний день это все регионы, кроме Гомельской области и города Минска.
Кроме того, можно обратиться в местные органы власти с заявлением о снижении сумм некоторых налогов (на землю, на недвижимость) и арендной платы за государственную землю.
Расчет налога во время пандемии и некоторые положения Указа вызвали много вопросов.
Сложности в понимании Указа
Например, вопрос о том, кто из арендодателей может воспользоваться отсрочкой по НДС в соответствии с п. 12 Указа. С субъектами бизнеса всё более-менее понятно, поскольку есть полный перечень видов деятельности, подверженных неблагоприятному влиянию эпидемиологической ситуации. Но зависит ли право арендодателя на отсрочку (рассрочку) от вида деятельности арендатора?
И означают ли положения Указа № 143, что арендодатель обязан предоставить арендатору отсрочку по арендной плате? Этот вопрос возник из-за противоречивых — на первый взгляд — пунктов Указа:
— п.п. 6.1 обязывает организации предоставлять отсрочку;
— п.11 рекомендует субъектом хозяйствования предоставлять отсрочку.
Вопросы возникли также у плательщиков единого налога о порядке получения льготы, заполнении деклараций и уплате налога по сниженной ставке, согласно п.3 Указа.
Разъяснения от 17.06.2020
17 июня 2020 года Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь выпустили письмо с разъяснениями по уплате налогов в связи с коронавирусом.
В письме отмечается, что норма п.11 является самостоятельной и носит рекомендательный характер. То есть арендодатель может добровольно предоставить отсрочку арендатору и в этом случае он сам получает отсрочку по налогам.
При этом вид деятельности, осуществляемой арендатором, не имеет значения и не влияет на право арендодателя получить отсрочку или кредит, согласно п.12.
Разъяснения от 29.05.2020
В письме МНС от 29.05.2020 разъясняется на примерах порядок расчёта единого налога во II и III кварталах по сниженной ставке, согласно п.3 Указа №143. Там подчёркивается, что если предприниматель не воспользовался в этот период правом оплатить уменьшенный налог, то он имеет право внести изменения в налоговые декларации за II и III кварталы, и сумма налога будет пересчитана.
Также в письме обращается внимание на то, что перерасчёт для физических лиц осуществляет налоговый орган, если:
— физлицо представило в налоговую уведомление об осуществлении предпринимательской деятельности;
— деятельность осуществлялась в регионе, где местными органами принято решение о снижении ставки налога;
— деятельность осуществлялась в промежутке времени с 01.04 по 30.09.2020 включительно (в любом месяце);
— налоговым органом был исчислен к уплате единый налог;
— плательщик не отказался добровольно и в письменной форме от льгот.
То есть в каком-то отдельном заявлении в налоговые органы с просьбой пересчитать налог по сниженной ставке нет необходимости.
Консультация по бухгалтерскому учету в ЧУП Правильная бухгалтерия
Или позвоните по номеру
+375(17) 390 79 59