С 1 мая 2024 года начала действовать обновленная Инструкция по бухгалтерскому учету материалов и оборудования в строительной отрасли. Этот документ, утвержденный Министерством архитектуры и строительства 31 января 2024 года постановлением №5, заменяет предыдущий (от 24 января 2008 года №4). Новшества касаются особенностей документирования, отслеживания использования ресурсов. Обновленные правила предоставляют более четкие рекомендации, отражающие современные запросы к учетным процессам в этой сфере.
Что изменилось в учете стройматериалов
- Теперь заказчикам нужно вести запись всех операций, связанных с поставкой и использованием строительных материалов, оборудования. Ранее это делали подрядчики. Заказчикам необходимо предоставлять детальную ведомость учета материалов по всем затратам, которые связаны с покупкой и эксплуатацией. Подрядчикам нужно предоставлять учет всех ресурсов, которые используются в ходе строительства. В том числе учитывать стоимость и происхождение, чтобы анализировать затраты на проекты.
- бухгалтерскому учету сырья и материалов в строительстве уточняет определения основных терминов, чтобы исключить возможность разночтений, ошибок при их интерпретации. Это обеспечивает однозначное понимание правил для всех участников процесса. А также упрощает юридическое применение документа, уменьшает риски нарушений.
- Каждый материал или оборудование учитывается как отдельная единица со своим наименованием. Может регистрироваться в двух разных единицах измерения одновременно. В документах, которые подтверждают получение или приобретение, должны быть четко указаны меры измерения. Они визуально оценивают количество листов, контейнеров, рулонов. Кроме того, в бухгалтерских регистрах добавляются характеристики, такие как размер, вес или толщина.
- Перевод материалов между разными единицами измерения должен осуществляться техническими экспертами. Составляются расчеты и обоснования, согласно пунктам 4–5 Инструкции № 5. Эти меры направлены на обеспечение максимальной точности, надежности учетных данных в строительной отрасли.
- Новая Инструкция детализирует процесс учетной оценки. Она включает конкретные разделы, ориентированные на уточнение учетных обязанностей как для заказчиков, так и для подрядчиков.
Аспекты, охваченные этим документом:- Методы учета материалов, которые могут быть возвращены на склад или использованы повторно.
- Отдельные главы для учета строительных материалов для заказчиков, подрядчиков.
- Подходы к учету материалов, используемых не по назначению, но сопутствующих основным строительным процессам.
- Регистрация временных конструкций, используемых в течение строительного проекта.
- Правила учета лесов и опалубочных систем, основных для выполнения работ.
- Исходная стоимость материалов и оборудования определяется их фактической себестоимостью, включая покупную цену и прочие прямо связанные с покупкой расходы. Такие, как таможенные платежи и расходы на транспортировку и заготовку. Нужно отметить, что коммерческие скидки не учитываются в исходной стоимости, а расходы на перевозку с использованием собственного транспорта могут быть опущены. Для отражения стоимости применяются различные методы оценки, в том числе стоимость за каждый отдельный элемент, а также среднюю цену или ФИФО.
- Установлены четкие методики приемки возвратных материалов с участием всех заинтересованных сторон: заказчика, подрядчика и владельца активов. Это направлено на повышение контроля, точности учета материалов, высвобождаемых в процессе разборки или сноса.
- Материалы, возникающие в процессе строительства, теперь официально включаются в бухгалтерский учет заказчика, основываясь на документе, специально разработанном для этой цели.
- Вводится отдельная глава, уточняющая регистрацию временных конструкций и сооружений. Это включает детальное описание затрат, которые должны быть в начальной стоимости данных объектов, и подробные инструкции по их бухгалтерскому учету.
Новые правила обязательны для всех строительных компаний. Но они не касаются банков, кредитных организаций и государственных учреждений.
Для заказчиков и подрядчиков важно осознавать все аспекты обновленной Инструкции, чтобы не допустить юридических, финансовых проблем. Внедрение четких, точных методов учета обеспечит прозрачность расходов, потоков ресурсов.
В «Правильной бухгалтерии» есть услуги по ведению бухгалтерского учета поступления материалов. Наши специалисты разъяснят все нюансы, обеспечат помощь для развития вашего бизнеса.